Тип работы: реферат

Категория: Рефераты по финансам

Добавлен: 16.11.2019

Комментарии: 0

Язык: Русский

Формат файла: MS Word 13,09 kb

Время на чтение: 25 мин., 21 сек.

Рейтинг:

0 из 5. Оценок: 0.

Тема: Финансовый контроль РФ

Оглавление.

Введение.4

1. Сущность, цели и задачи финансового контроля.5

2. Формы финансового контроля.7

3. Методы финансового контроля.10

4. Государственный финансовый контроль РФ.12

4.1. Счетная палата РФ.13

4.2. Министерство финансов РФ.15

4.3. Центральный банк РФ.17

4.4. Федеральная налоговая служба РФ.19

4.5. Президент и Правительство РФ.21

5. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ.22

Заключение.28

Список литературы.29


Введение.

Контроль состояния экономики, развития социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.

Целью курсовой работы является раскрытие содержания понятия финансовый контроль и изучение его видов, форм, методов, а также рассмотрение государственного финансового контроля РФ и путей его совершенствования.


1. Сущность, цели и задачи финансового контроля.

Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйст­вования и управления, а также дает оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими сло­вами, финансовый контроль не только включает в себя оценку пра­вомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и анали­тический аспект.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, ви­доизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствова­ния, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адек­ватных форм и методов организации финансового контроля.

В настоящее время наряду с государственным финансовым кон­тролем существует и негосударственный финансовый контроль, кото­рый представлен:

а) внутрифирменным контролем;

б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями;

в) независи­мым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансово­го контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения фи­нансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соот­ветственно функции государственного и негосударственного финан­сового контроля различны.

Если главной задачей государственного контроля является содей­ствие успешной реализации финансовой политики государства по­средством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосудар­ственного контроля выступает повышение эффективности использо­вания финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финан­совые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровнен, раз­меры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их из­держки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и рас­ходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с дейст­вующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бар­терные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Результативность финансового контроля зависит как от его орга­низации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками и России связан не только с противоречивостью российского законо­дательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного кон­троля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части приме­нения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От ха­рактера его организации во многом зависит результативность финан­сового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (между­народной организации высших контрольных органов). Среди них — независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться фи­нансовой самостоятельностью контролирующего органа, более дли­тельными сроками полномочий руководителей органов государствен­ного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предпо­лагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных ви­дов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Для каждого вида контроля и контролирующего органа преду­смотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, по­следовательность выполнения контрольных операций и форму от­четности.

2. Формы финансового контроля.

Существуют и используются различные формы контроля, кото­рые принято классифицировать по определенным признакам, приве­денным в табл. 1.

Таблица 1

Классификация форм финансового контроля

Признак классификации Форма финансового контроля

Регламент осуществления

Время проведения

Субъекты контроля

Объекты контроля

Обязательный, инициативный, внешний и внутрен­ний

Предварительный, текущий и последующий

Государственный (в том числе президентский, орга­нов законодательной и представительной власти), ор­ганов местного самоуправления, финансово-кредит­ных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)

Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кре­дитный, страховой, инвестиционный, таможенный, ва­лютный

Обязательный контроль осуществляется государственными орга­нами финансового контроля в соответствии с действующим законо­дательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчет­ности отдельных организаций, обществ и т. д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органа­ми хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотре­ния и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хо­зяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных орга­низаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить воз­можное нарушение действующего законодательства, нормативных ак­тов, выявить дополнительные резервы и источники возможных дохо­дов, предотвратить нерациональное использование финансовых ре­сурсов и т. п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная фор­ма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных опера­ций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйст­вующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом.

Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, вы­полнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполни­тельными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интере­сов государства и общества в целом при реализации финансовой по­литики государства.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соот­ветствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода, исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке пра­вильности и достоверности данных финансовой отчетности предпри­ятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подраз­делениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосред­ственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и эко­номическими подразделениями предприятий и организации. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодатель­ством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

3. Методы финансового контроля.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ фи­нансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой дея­тельности на основе отчетной документации и расходных докумен­тов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины наме­чаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функ­ционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финан­совых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за со­бой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за исполь­зованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредито­ра с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невы­полнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъ­емлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контро­ля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают пол­ные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финан­сово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частич­ная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов фи­нансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тема­тическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная реви­зия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов со­хранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, свое­временности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в про­цессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в про­верке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выбо­рочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждает­ся программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкрет­ные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ре­визии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению ви­новных лиц к ответственности.

4. Государственный финансовый контроль РФ.

Государственный финансовый контроль предусматривает право­вое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации.

Государственный финансовый контрольосуществляется феде­ральными органами законодательной власти, федеральными орга­нами исполнительной власти, в том числе специально созданны­ми. Законодательство предусматривает проведение не реже одно­го раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступ­ления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организа­циях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля:

1) исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

2) организация денежного обращения;

3) использование кредитных ресурсов;

4) состояние государственного внутреннего и внешнего долга, го­сударственных резервов;

5) предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграни­чением функций и полномочий субъектами государственного фи­нансового контроля являются:

1) Счетная палата РФ;

2) Центральный банк РФ (ЦБ РФ);

3) Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Фе­деральная служба финансово-бюджетного надзора, Федераль­ная налоговая служба);

4) Государственный таможенный комитет РФ;

5) Федеральная служба России по валютному и экспертному кон­тролю;

6) контрольно-ревизионные органы федеральных органов испол­нительной власти;

7) иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы пред­ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъек­тов РФ.

Далее подробнее рассмотрим задачи и функции основных органов государственного финансового контроля РФ.

4.1. Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ— постоянно действующий орган государ­ственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Она создана для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением до­ходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов фе­деральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.95 ставит перед этим государственным органом следую­щие основные задачи:

а) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, струк­туре и целевому назначению;

б) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собствен­ности;

в) оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета;

г) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государствен­ной власти;

д) анализ выявленных отклонений от установленных показа­телей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

е) контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных фи­нансово-кредитных учреждениях;

ж) регулярное представление палатам Федерального Собрания РФ информации о ходе исполнения бюджета и результатах про­водимых контрольных мероприятий.

Виды деятельности Счетной палаты РФ:

а) контрольно-ревизионная (организация и проведение оператив­ного контроля за исполнением федерального бюджета в отчет­ном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; подго­товка и представление в Совет Федерации и Думу заключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году);

б) экспертно-аналитическая (экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюд­жета и финансов РФ, подготовка заключений и ответов на за­просы органов государственной власти РФ);

в) информационная и др.

Счетная палата РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требую­щих пресечения, Счетная палата РФ вправе давать администра­ции проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При неоднократном неисполнении или ненадлежа­щем исполнении предписаний Счетная палата РФ вправе по со­гласованию с Государственной Думой принять решение о приос­тановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных опе­раций по банковским счетам проверяемых организаций.

4.2. Министерство финансов РФ.

Министерство финансов РФ— федеральный орган исполнитель­ной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и коорди­нирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства создана Феде­ральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая в соответствии с законодательством ревизии и проверки финан­сово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствую­щих субъектов. В связи с передачей Министерству функций Фе­деральной службы по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства как субъекта государственного фи­нансового контроля существенно расширилась.

Министерство финансов РФ в процессе финансового контро­ля осуществляет следующие основные функции:

а) проводит в пределах своей компетенции комплексные ре­визии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

б) контролирует в установленном порядке рациональное и це­левое использование средств государственных внебюджетных фон­дов и других федеральных средств;

в) проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохра­нительных органов;

г) организует ревизии и финансовые проверки в организаци­ях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В связи с выполнением перечисленных контрольных функций Министерство финансов РФ наделено следующими правами:

а) ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финанси­рование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установлен­ные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

б) взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законода­тельством РФ.

Оперативный контроль использования государственных средствосуществляют действующие в рамках Минфина департаменты государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Основными задачами департамента являются обеспечение государственного финансового контроля и методического руководства аудитом в РФ. Основная функции департамента государственного финансового контроля заключаются в осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

Федеральное казначейство включает:

а) Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;

б) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

4.3. Центральный банк РФ.

Банковский контрольслужит важным звеном в организации го­сударственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Существует несколько главных способов банковского контро­ля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществ­ляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведе­ние платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяй­ственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспе­чение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценно­стей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского уче­та, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Выпол­няя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж дол­жен осуществляться за поставленный товар, произведенные рабо­ты — в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. При этом объектом контроля яв­ляется оборачиваемость платежных средств. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщи­ком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ пла­тельщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в против­ном случае причитающиеся средства списываются со счета заказ­чика.

Важнейшим звеном в банковской системе является Централь­ный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочия­ми. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и дру­гими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.

Он может назначать и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обя­зательные для исполнения предписания об устранении обнаружен­ных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может предъя­вить банкам-нарушителям требования по проведению мероприя­тий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.

4.4. Федеральная налоговая служба РФ.

Федеральная налоговая службавыполняет следующие главные задачи:

а) выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

б) взимание налогов и сборов;

в) координация деятельности федеральных органов исполни­тельной власти по вопросам налогов и сборов;

г) осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевремен­ностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей;

д) контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Функции Федеральной налоговой службы:

а) проводит непосредственно и организует работу государствен­ных налоговых инспекций по осуществлению контроля за со­блюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

б) производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой нало­гов и других платежей в бюджет;

в) организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

г) осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных на­логов и других обязательных платежей в бюджет через кредит­ные организации;

д) анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Федеральная налоговая служба имеет разветвленную сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Фе­дерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по рай­онам, районам в городах, городам без районного деления, инспек­циями межрайонного уровня. Эти структуры реализуют в процессе своей деятельности следующие функции:

а) осуществляют контроль за соблюдением законодательства о на­логах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государ­ственные фонды;

б) обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков на­логов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лица­ми без гражданства, а также поступление этих платежей в со­ответствующий бюджет;

в) контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отче­тов, деклараций и других документов, связанных с исчислени­ем и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достовер­ность этих документов в части правильности определения при­были, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

г) передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

д) предъявляют в суд и в арбитражный суд иски;

е) приостанавливают операции предприятий, учреждений, орга­низаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредит­ных организациях и др.

4.5. Президент и Правительство РФ.

Финансовый контроль со стороны Президента РФ о существляется в соответствии с Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения т должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России.

Определённые функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Как структурное подразделение Администрации Президента РФ оно подчиняется непосредственно Президенту, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти.

Среди его функций:

а) контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ;

б) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

в) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – правительстве РФ» Правительство РФ наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

5. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ.

Коренные перемены в социально-экономическом строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших инструментов управления финансами - государственного финансового контроля. Адекватная система государственного финансового контроля является одним из непременных условий успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать как важнейший фактор дальнейшего развития российской экономики.

Для решения этих задач необходима реализация целого комплекса мероприятий по совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации по следующим направлениям:

а) создание системы государственного финансового контроля;

б) формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности;

в) повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.

Создание системы государственного финансового контроля. Одним из направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской федерации является построение единой финансовой системы государственного финансового контроля. Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в системе контроля осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы – бюджетного контроля. В этой связи необходимо:

а) привести теоретическую и методологическую базу в соответствие с современными условиями;

б) разработать концептуальные основы и уточнить нормативное правовое обеспечение деятельности контрольных органов;

в) реформировать организационную структуру и соответственно изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения;

г) организовать адекватную информационную инфраструктуру;

д) повысить уровень материально-технического и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов.

Важным шагом на пути построения эффективной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации является разработка и принятия ряда законов. Например, федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «государственный финансовый контроль», внешний и внутренний финансовый контроль; определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности. От этого зависит степень результативности проводимых органами государственного контроля мероприятиями и формирование единой методической базы и технологии проведения государственного финансового контроля. В законе «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах РФ» следует определить принципы, цели и задачи их деятельности, функции, характер полномочий, а также направление взаимодействия с органами государственной власти, другими органами государственного финансового контроля, правоохранительными органами.

Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации требует решения такой актуальной проблемы, как создание стандартов контрольной деятельности. В Российской Федерации должна быть создана единая унифицированная система стандартов, органично объединяющая все виды и направления финансового контроля в Российской Федерации. Стандарты, устанавливающие общие положения и процедуры, могут служить базой для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового контроля) государственный финансовый, внутрихозяйственный, аудиторский.

Необходимо также обеспечить исполнение предписаний Счетной палаты РФ, направленных по результатам ревизии государственным органам и коммерческим организациям. Это может быть достигнуто либо путем установления штрафов, взыскиваемых с руководителей учреждений и организаций в административном порядке, либо тем, что будет предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение предписаний Счетной Палаты РФ; в таком случае следует внести дополнения и ныне существующую ст. 287 УК РФ.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения технологий государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности Российской Федерации. В связи с этим необходимо:

а) формирование единого информационного пространства, для чего, в свою очередь, необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизации учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.;

б) усиление совместной работы органов государственного финансового контроля с надзорными органами, что должно позволить значительно увеличить объем получаемой от финансовых организаций и обрабатываемой информации;

в) совершенствование системы защиты информации с целью предотвращения ущерба государственным интересам из-за разглашения, у траты, утечки, искажения, уничтожения информации и ее незаконного использования;

г) создание системы антивирусной защиты информационных систем и баз данных органов государственного финансового контроля, осуществление эффективного совместного контроля со специалистами Центра безопасности связи ФСБ России;

д) формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективного использования бюджетных средств и государственной собственности.

Важнейшим направлением деятельности высших органов государственного финансового контроля в Российской Федерации является контроль за эффективностью использования государственных средств и государственной собственности (аудит эффективности). Учитывая тот факт, что важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение эффективности бюджетных расходов, значение внедрения в практическую деятельность органов государственного финансового контроля аудита эффективности трудно переоценить.

Этот факт предопределяет направления дальнейшего совершенствования системы государственного финансового контроля, ориентируя контрольно-счетные органы не только на проверки целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, законности принимаемых органами исполнительной власти или отдельными должностными лицами управленческих решений, но и на анализ их деятельности с позиций ее эффективности и результативности.

Важным этапом внедрения аудита эффективности в практическую деятельность органов государственного финансового контроля в РФ является его законодательное обеспечение. Следует дополнить нормативную правовую базу государственного финансового контроля рядом положений, в частности:

а) определить аудит эффективности государственных расходов как деятельность, направленную на анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования, выявления причин отклонений фактических параметров от запланированных результатов в целях достижения максимального положительного общественного эффекта;

б) определить аудит эффективности государственных расходов как направление деятельности контрольных органов;

в) определить критерии и показатели эффективности функционирования органов (организаций), деятельность которых является объектом проведения аудит эффективности государственных расходов;

г) определить понятие «неэффективное использование бюджетных средств» как такое, которое связано с нарушение бюджетного законодательства и является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства;

д) сформулировать и законодательно определить соответствующие меры принуждения за неэффективное использование бюджетных средств, внести необходимые изменения в Бюджетный кодекс РФ.

Повышению эффективности государственного финансового контроля в Российской Федерации будет способствовать внесение следующих изменений в Бюджетный кодекс РФ:

а) дать определение «Бюджетный контроль», что позволит более четко определить полномочия органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере, избежать дублирования осуществляемых функций, конкретизировать цели и задачи деятельности;

б) раскрыть содержание понятия «внешний» и «внутренний» контроль исходя из положений ст265 Бюджетного Кодекса, что позволит уточнить правовой статус органов, осуществляющих контроль в системе законодательной и исполнительной власти, а, следовательно, и более четкому разграничению их полномочий;

в) четное определение ряда ключевых понятий, необходимых для оценки характера использования бюджетных средств, как например, «эффективность», «рациональность», «нецелевое» использование бюджетных средств, а также более четкая регламентация мер ответственности за несоблюдение установленных требований.

Повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства. Одной из основных причин, тормозящих усилия органов государственной власти по созданию конкурентоспособной многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического роса, повышение уровня жизни населения, развития государств и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. Возросшие экономические возможности позволяют сегодня направлять дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу; значительных финансовых затрат требует реализация национальных проектов. В то же время реалии современной российской действительности демонстрируют провалы в реализации усилий государства, что связано, в первую очередь с высоким уровнем экономической преступности, недопустимо опасным уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней, наличием и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства в целом

В связи с этим проблемы, связанные с необходимостью создания государственного правового механизма обеспечения финансовой безопасности, с повышением результативности деятельности органов государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности, требуют незамедлительного решения.


Заключение.

Итак, в курсовой работе было дано определение финансового контроля и определены его сущность, цели, задачи, формы и методы. Также были рассмотрены: система государственного финансового контроля РФ и основные направления ее совершенствования. В рамках анализа данной системы были изучены задачи и функции основных органов власти, осуществляющих государственный финансовый контроль, а именно:

1) Счетная палата РФ;

2) Министерство финансов РФ;

3) Центральный банк РФ;

4) Федеральная налоговая служба РФ;

5) Президент и Правительство РФ.

В результате проделанной работы, можно сказать, что система государственного финансового контроля РФ имеет множество направлений для повышения своей эффективности. В связи с этим необходимо проводить совершенствование государственного финансового контроля, которое позволит: целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, снизить вероятность того, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998.

3. О Счетной палате РФ: Федеральный закон № 4-ФЗ от 14.01.1995 // Российская газета. – 1995.

4. Ковалев В.В., С.А. Белозеров и др. Финансы – М.: Издательство Проспект, 2007. – 626 с.

5. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М: ИД Дашков и К. – 2005. - 496 с.

6. Организация и совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического форума. – М.: Издательство: Финансовый контроль. - 2003. – 219 с.

7. Степашин С.В., Столяров Н.С, Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. — 557 с.

8. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2005. – 287 с.

9. Финансы: учебник для вузов / Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2005. – 389 с.

10. Терехова Т.Б. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ // Финансы и кредит №35-2007, с 47-54.


Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о работе.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий