Тип работы: реферат

Категория: Рефераты по финансам

Добавлен: 16.11.2019

Комментарии: 0

Язык: Русский

Формат файла: MS Word 13,10 kb

Время на чтение: 38 мин., 49 сек.

Рейтинг:

0 из 5. Оценок: 0.

Тема: Налоговое консультирование как особый вид консалтинга

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I . РЫНОК УСЛУГ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ВИД КОНСАЛТИНГА В РОССИИ…………………………...….6

1.1. Теоретические аспекты налогового консультирования: понятие,

сущность, виды…………………………………………………………6

1.2. Эволюция налогового консультирования в России………………….9

ГЛАВА II . АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ …..13

2.1. Налоговый консалтинг России сегодня...............................................13

2.2. Проблемы, препятствующие развитию налогового

консультирования………………………………..…..………………...16.

ГЛАВА III . ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ

НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ.…………………23

3.1. Основные направления совершенствования налогового

консалтинга…………………………………………………………...23

3.2. Способы решения проблем налогового консультирования,

препятствующих его развитию………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…...…….38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….………...41

Введение

Актуальность темы курсовой работы обуславливается значимостью консалтинговых услуг в структуре современного рыночного хозяйства, а также обостряющейся конкуренцией консалтинговых фирм, как основных субъектов этого рынка.

Потребность в деловом консультировании растёт очень быстрыми темпами, а налоговое консультирование, уж тем более, становится всё более востребованной услугой у налогоплательщиков, так как консультирование со специалистом в этой сфере позволяет уменьшить, не нарушая законодательства, совокупность налоговых платежей, снизить риски неправильного исчисления и уплаты налогов, защитить себя от ущерба, связанного с налоговыми санкциями, улучшить конечные результаты деятельности.

Несовершенство налогового законодательства создает значительные трудности, как для российских, так и для иностранных компаний, работающих на внутреннем рынке. Поэтому налоговое консультирование приобретает всё наибольшую актуальность.

Вопросы в сфере налогового консалтинга в наши дни обсуждаются очень активно, идут споры относительно различных его сторон ( например, стоит ли выделить налоговое консультирование как самостоятельный вид деятельности, принимать дополнительные поправки в законодательство для регулирования этой деятельности, или же достаточно существующей базы, регулирующей например аудиторскую деятельность).

В частности до сих пор Государственной Думой обсуждается, но ещё не принят проект Федерального закона «О налоговом консультировании», также проводится большое количество конференций, посвященных проблемам российского рынка налогового консалтинга и его перспективам. Например, первая конференция состоялась в 1999 г. на тему "Государство и налогоплательщик: культура правоотношений", а также в 2002 г. на тему "Правовые проблемы налогового консультирования". На первой конференции были лишь обозначены некоторые направления налогового консультирования.
Цель второй конференции - выработать концептуальные подходы к решению проблемы налогового консультирования с учетом зарубежного опыта и российской специфики, а также рекомендации о создании Палаты налоговых консультантов и по проекту ФЗ "О налоговом консультировании". Еще одна научно-практическая конференция, состоялась 2003 г. в Смоленске при участии представителей налоговых органов и их подразделений, а также учебных, консультационных и информационных центров.

Формирование правильных взаимоотношений государства и налогоплательщиков считается важной составной частью налоговой политики. Не вызывает сомнений, что государство в лице своих налоговых органов должно в глазах налогоплательщиков выглядеть компетентным и справедливым. Налоговые органы формируют не только свой образ, но в определенной степени и образ государства в целом. Поэтому работа с налогоплательщиками должна иметь приоритетное значение в деятельности налоговых органов. В то же время и у налогоплательщика есть свои интересы. Ему важно иметь полную и достоверную информацию, позволяющую эффективно вступать в налоговые правоотношения, а при отсутствии такой информации – специалиста или организацию, способных дать такую информацию, а также рекомендацию или совет. И государство должно создать условия, при которых налогоплательщик сможет реально воспользоваться и информацией, и рекомендациями. Для этого существует две возможности: во-первых, обязать налоговые органы “повернуться лицом” к налогоплательщикам; во-вторых, дать возможность независимым от налоговых органов специалистам консультировать налогоплательщиков.

Цель данной работы - охарактеризовать такое направление консалтинга, как налоговое консультирование, современное положение российского рынка налогового консалтинга и предложить основные пути его совершенствования.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть категорию «налоговое консультирование» как особый вид

консалтинга: понятие, сущность, основные его виды;

- обосновать необходимость применения налогового консалтинга;

- выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового

консультирования в России;

- рассмотреть особенности развития российского рынка услуг по

налоговому консультированию на современном этапе;

- оценить перспективы развития налогового консультирования;

- выделить направления совершенствования налогового

консультирования.

Объектом исследования является налоговое консультирование как одно из направлений консалтинга.

Предмет исследования – современное состояние, а также механизм функционирования и развития рынка консультационных услуг в области налогообложения.

В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как аналитический, сравнительный, статистический, изучение монографических публикаций и статей,.

Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области налогового консультирования в нашей стране и за рубежом. Среди российских ученых можно назвать Кирину Л.С., Андреева Е.П., Васьковского Д.В. и др. Список источников представлен в конце курсовой работы. Курсовая работа написана при использовании нормативно-правовых актов Российской Федерации, материалов периодической печати.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Первая глава посвящена изучению причин появления налогового консультирования в России, а также теоретическим его аспектам. Во второй главе работы рассматриваются современные тенденции развития рынка услуг по налоговому консультированию, а также проблемы российского консалтинга в области налогообложения. В третьей главе курсовой работы, нами представлены пути решения обозначенных проблем и направления совершенствования налогового консультирования.

ГЛАВА I . РЫНОК УСЛУГ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ВИД КОНСАЛТИНГА В РОССИИ

1.1. Теоретические аспекты налогового консультирования: понятие, сущность, виды

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что налоговое консультирование в России оформилось как явление. В настоящее время к услугам налоговых консультантов в большей степени прибегают юридические лица. Однако потребность в налоговом консультировании все чаще испытывают и физические лица.

В современных условиях налоговое законодательство предусматривает институт налогового представительства и консультирования, который позволяет обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде и налоговых органах, что соответствует европейской и мировой практике.
Налоговые консультанты в этом случае играют значительную роль как лица, обладающие специальными знаниями и навыками. Введение в Российской Федерации института налоговых консультантов является важной и необходимой задачей в развитии правовых основ Российского государства.[1]

Прежде чем говорить об определении термина «налоговое консультирование» или как его ещё называю «налогового консалтинга», необходимо и логично выяснить, что понимается под «консультированием» / «консалтингом» вообще. Консалтинг (консультирование) - это профессиональная деятельность в области решения различных проблем клиента (создания и управления функционированием организаций, например), осуществляемая лицом или группой лиц, не являющихся собственниками или сотрудниками этих организаций; это специфический вид услуги, это нематериальная услуга, результат такой услуги часто сильно отсрочен, контроль за качеством услуги достаточно сложен.[2]

Сегодня практически каждая сфера жизни общества имеет свой вид консалтинга. В своей работе Посадский А.П. выделил восемь отраслей консультирования по принципу предметности, которые в свою очередь делятся на подотрасли: управленческий консалтинг, администрирование, финансы, маркетинг, производство, консалтинг сфере информационных технологий, управления кадрами и специальный консалтинг.[3]

Такой вид консультирования, как налоговое консультирование, Посадский А.П. отнес к финансовому консалтингу (что в свою очередь входит в управленческий консалтинг).

Далее можно привести определение налогового консультирования:

Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – это вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику (консультируемому лицу) на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.[4]

Более ёмким и отражающим всю специфику данной категории, по моему мнению является определение Демишевой Т. А. – налоговое консультирование - это вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику (консультируемому лицу) на платной основе услуг, содействующих оптимальному и должному исполнению налогоплательщиками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах по исчислению и уплате налогов и сборов.[5]

Оно призвано помочь юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и иным физическим лицам правильно рассчитать и уплатить налоги, заполнить соответствующие документы, оптимизировать свои налоговые расходы и другое. Налоговые законы требуют постоянных изменений, связанных с политическими и экономическими измене­ниями. И налоговое консультирование - это передача знаний о системе налогообложения и происходящих в ней изменениях в распоря­жение клиента. Для самого налогового консультанта консультирование - это очень интересный и перспективный вид бизнеса, потому что долговременная тенденция состоит в усложнении систем налогообложения и налоговых законодательств, что будет приводить к повышению спроса на этот вид консалтинга. Благодаря этому сегодня налоговое консультирование - один из самых уважаемых и высокооплачивае­мых видов консультирования.

С учетом изложенного выше и используя свою точку зрения, можно сделать вывод: налоговый консалтинг - это вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику, т.е. консультируемому лицу (налогоплательщику, плательщику сборов, налоговому агенту) консультационных услуг на платной основе при решении им различных проблем, осуществляемая лицом или группой лиц, обладающих специальными знаниями в области налогов и налогообложения, законодательства о налогах и сборах, уголовного, гражданского, административного права и т.д., обладающими правом на осуществление данной деятельности.

Сущность налогового консультирования заключается в оказании помощи, а именно консультационной, в отношении разрешения проблем, связанных с налогообложением юридических или физических лиц, пи которой консультант сам не отвечает за результат внедрения принятых решений, применения рекомендаций консультанта.[6] Сущность деятельности консультанта состоит не только в предоставлении частных ответов на конкретные вопросы относительно исчисления и уплаты налогов и сборов, но и в оказании консультационных услуг более широкого значения, например относительно возможных вариантов снижению общего налогового бремени налогоплательщика до приемлемого уровня и в рамках закона.

Помощь при применении налогового законодательства будет полезна любому предприятию, так как для эффективного взаимодействия с налоговыми органами необходимо постоянно отслеживать изменения не только законодательства, но и подзаконных актов, судебной практики.[7]

Налоговый консалтинг включает в себя консультирование по определению общей модели налогообложения в зависимости от вида деятельности организации, вопросы налогового планирования, которые являются неотъемлемой частью финансового планирования организации, а также другие вопросы. Налогообложение – это один из серьезных факторов, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности компании. Внедрение эффективной системы налогового планирования позволяет сэкономить денежные средства и способствует развитию бизнеса.

Налоговое консультирование осуществляется специалистами используя индивидуальный подход к каждому заказчику, учитывает специфику его деятельности и особенности налогообложения в каждой отрасли. Налоговый консалтинг позволит сделать налоговые платежи равномерными и умеренными, обеспечивающими репутацию аккуратного налогоплательщика при снижении общего налогового бремени до приемлемых размеров.

Услуги по налоговому консультированию можно разделить на следующие направления: [8]

1) налоговые консультации;

2) налоговые экс­пертизы (правовая экспертиза нормативных и иных актов налоговых органов во время налоговых проверок и других форм налогового контроля);

3) налоговое консультирование по вопросам защиты интересов налогоплательщиков;

4) подготовка жалоб на неправомерные действия должностных лиц налоговых органов;

5) подготовка налоговых исков;

6) ведение налоговых споров в суде , т.е. представление интересов клиента в суде;

7) оптимизация текущих налоговых выплат и налоговое планирование (налоговое консультирование по вопросам разработки и внедрения корректного налогообложения деятельности организации и отдельных хозяйственных операций (сделок, договоров); разработка различных вариантов законодательно обоснованных схем налогообложения;

8) предварительная оценка налоговых последствий заключения договоров (осуществления других хозяйственных операций) в целях предотвращения

9) негативных для заказчиков последствий;

10) налоговое консультирование по соглашениям об избежании двойного налогообложения (в настоящее время в РФ действуют конвенции об избежании двойного налогообложения более чем с 70 странами мира).

Рассматривая российский рынок консультационных услуг в сфере налогообложения, следует отметить, что субъектный состав консультантов, способных оказывать и реально оказывающих услуги по вопросам налогообложения, весьма разнообразен. Это юристы, адвокаты и экономисты, специализирующиеся в области налогового права (как частнопрактикующие, так и работающие в профессиональных организациях), аудиторы и аудиторские компании.

Консультации в области налогообложения оказываются сегодня как публично (публичный консалтинг), так и в частном порядке (заранее определенному кругу покупателей). Можно встретить и компании, ориентированные на абонентское (прикрепленное) обслуживание крупных клиентов и специализирующиеся в проработке сложных вопросов. Как правило, это аудиторские компании, которые одновременно консультируют своих аудируемых лиц по вопросам налогообложения, либо адвокатские компании и консультирующие своих клиентов, и защищающие их в суде во время налоговых споров.[9]

Практика показывает, что сферы налогового консультирования следует разделить на два сегмента: внешний и внутренний. Внешний консультант- это специализированная консалтинговая фирма или частный предприниматель, имеющий специальную подготовку и аттестат налогового консультанта. Цель их деятельности: комплексное консультирование клиента по вопросам оптимизации платежей по налогам и сборам. Защита интересов клиента во всех инстанциях. Внутренний консультант – это специалист по налогообложению в штатном составе организации. Цель его деятельности: создание и поддержание в актуальном состоянии системы управления налогами и сборами, как элемент комплексной системы управления. И так, цели деятельности внешних и внутренних консультантов взаимоувязаны и дополняют друг друга. Внешний налоговый консультант не сможет уберечь организацию от налоговых рисков, которые сопровождают любое решение, принимаемое руководством фирмы, если в ней отсутствует налоговая политика как составная часть финансовой политики. С другой стороны внутренний налоговый консультант не всегда сможет разобраться в тонкостях налогового законодательства в определенной узкой сфере налогов.[10]

1. 2. Эволюция налогового консультирования в России

В течение последних десятилетий в нашей стране появились различные виды предпринимательской деятельности, в том числе и консультирование (консалтинг). Налоговое консультирование – это вид консалтинга, осуществляемый в области налогообложения. Для того, чтобы понять, что происходит в сфере налогового консультирования в России в настоящий момент, обратимся к истории развития этого вида консалтинга.

В России становление налогового консультирования происходит вместе с формированием налоговой системы. На первом этапе (период 1992-1998) становления налоговой системы происходили перенос центра тяжести налогового бремени с одного направления на другое: прибыль, доходы, имущество, подоходный налог, частые изменения налогового законодательства, причем, зачастую задним числом. Существенной характеристикой российского налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства.[11]

На протяжении 30-50-х и последующих годов, вплоть до конца 80-х в налоговую систему неоднократно вносились изменения и уточнения, которые, однако, не меняли самого качества данной системы. Все это приводит к возникновению спроса на консультационные услуги информационного характера . Получает развитие направление налогового консультирования, которое на первых порах осуществлялось специалистами-экспертами.

Дальнейшее ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводило к результатам, обратным ожидаемым. Становление теневого сектора приобрело угрожающий характер, наметилось массовое уклонение от уплаты налогов, сокращение налоговой базы. При этом, уклонение от уплаты налогов происходит как по причине незнания законов, низкой налоговой дисциплины (в основном это касается физических лиц, мелких и средних предпринимателей), так и в результате использования пробелов в законодательстве, которых становится все меньше (это уже относится к более крупным участникам рыночных отношений) .

Услуги налогового консультирования оказывают уже не только специалисты, но и организации, в основном аудиторские фирмы. Широко применяется консультирование по анализу используемых схем, позволяющих существенно сократить налоговые платежи в бюджет.

Проблемы налогового консультирования, затронули не только политическую, экономическую и социальную сферы, но также и научную. Институтом государства и права Российской академии наук с участием руководителей и специалистов налоговых органов России, а также вузов страны была проведена научно-практическая конференция, которая состоялась 14 ноября 1996 г. Конференция на тему «Государство и налогоплательщик: культура правоотношений» лишь обозначила некоторые направления налогового консультирования.

Второй этап (1998-1999) формирования налоговой системы связывается с ведением части первой Налогового кодекса РФ на основании Федерального закона №146-ФЗ «О введении в действие части первой налогового кодекса РФ» от 31.07.1998 г. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.
Второй этап становления налоговой системы в нашей стране характеризуется также такими моментами, как:

· стабилизация налоговой системы;

· сокращение видов взимаемых налогов;

· проводится работа по объединению платежей, исчисляемых от одной базы;

· упрощается механизм исчисления и уплаты налогов.

Но, даже с учетом этих изменений, система налогообложения остается достаточно сложной.

Развитие налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных документов, регулирующих налогообложение (только в 1999–2000 гг. было принято 3340 новых актов, 643 изменяющих и дополняющих, 41 отменяющий), активное вовлечение граждан в налоговые правоотношения предопределили появление потребности в услугах налогового консультанта и признания налогового консультирования самостоятельным видом деятельности.

С одной стороны, существует необходимость увеличения собираемости налогов и сборов в бюджеты всех уровней, укрепления налоговой дисциплины, а с другой, в России отсутствуют какие-либо традиции в области уплаты налогов. Вернее, традиции-то есть, но их вряд ли можно назвать полезными для государства – заработать побольше, заплатить налогов поменьше.

Предположим, что вы – честный налогоплательщик, который желает уплатить все, что положено, но не знает, как это сделать. Где же сегодня можно получить информацию об этом? Вопрос без ответа. Обращение к налоговому инспектору вряд ли даст желаемый эффект – он хотя и знает много о том, что интересует налогоплательщика, но обязан выполнять фискальные и контрольные функции. Адвокат, аудитор? Но сфера налогообложения слишком специфична и требует узкой специализации консультанта. Всегда есть опасение, что полученные разъяснения не оправдают ваших ожиданий, тем более что работающие сегодня на этом рынке консультационные фирмы занимаются, в основном, минимизацией налогов и часто в своей работе прибегают к методам и способам ухода от налогообложения, не неся какой-либо ответственности за свои консультации. Таким образом, на рынке консультационных услуг имеется ниша, которая может обслуживаться налоговыми консультантами.

Закономерным этапом развития налогового консультирования в России явился Приказ МНС РФ от 25 августа 1999 года № АП-3-15/ 278 «О создании центральной комиссии по налоговому консультированию Министерства РФ по налогам и сборам», согласно которому была создана Центральная комиссия по налоговому консультированию (ЦКНК) . Комиссии была создана для координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов и уполномоченных учебных центров, средств массовой информации для обеспечения высокого уровня налогового консультирования. Основной целью работы комиссии является становление и развитие профессионального налогового консультирования.[12]

Наряду с развитием рыночных отношений и сложностью применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, одной из причин, обусловившей возникновение в России налогового консультирования как самостоятельного вида предпринимательской деятельности явилась политика государственных органов, ориентированная на жёсткое разграничение функций налоговых органов и независимых от государства налоговых консультантов.

Начиная с 2000 года (3 этап), наблюдается активный рост спроса на налоговый консалтинг. 27-28 января 2000 г. в Смоленске прошла научно-практическая конференция при участии представителей налоговых органов и их подразделений, а также учебных, консультационных и информационных центров. Цель этой конференции – обмен опытом деятельности государственных учреждений и налогоплательщиков в информационной и консультационной сферах. Однако эта конференция более затрагивает разъяснительную и информационную работу налоговых органов в сфере налогообложения и не касается деятельности налоговых консультантов на основе договоров возмездного оказания услуг.

В этот период МНС России издает ряд Приказов и Писем, которые свидетельствуют о конкретизации направлений и механизма организации налогового консультирования. Одно из них – это Письмо МНС России от 16 мая 2000 г. N АП-6-15/377 “Об организации и проведении консультационной работы”, в котором подчеркивается, что наряду с разъяснительной и информационной работой налоговых органов МНС России проводит организационную работу по оказанию налогоплательщикам квалифицированной консультационной помощи. При этом предложено создание консультационных центров, которые не должны совмещать функции налоговых органов, а действовать отдельно, на платной основе. Консультирование в Письме определяется как деятельность независимых от налоговых органов субъектов по даче рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков. Консультирование – это способ реализации прав конкретного налогоплательщика на получение квалифицированной помощи профессионала.

Дальнейшим шагом в развитии и правовом оформлении налогового консультирования явилось Постановление Министерства труда и социального развития России от 04 августа 2000 г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «КОНСУЛЬТАНТ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ». В ней предусматривается должностные обязанности консультанта по налогам и сборам, вопросы, которые он должен знать, а также требования к его квалификации.

Большую роль в консультационной работе по налоговому законодательству в этот период сыграли квалифицированные аудиторы. Установлено, что во многом развитие налогового консультирования происходит за счет его выделения из аудиторских услуг . Имеются отзывы о том, что сфера налогового консультирования не нуждается в специальном законодательном регулировании, либо, что она может быть урегулирована вместе с аудиторской деятельностью в одном законе, причем, без выделения налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности, а только в качестве сопутствующих услуг.

Однако, в защиту того, что налоговое консультирование – это отдельная от аудита вид деятельность, можно привести следующие доводы:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 г. №119- ФЗ содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию, специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе не имеется.[13]

2. Сейчас аудиту подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но, а кто же должен консультировать основную массу граждан-налогоплательщиков? Именно эту нишу пытаются заполнить (а чаще всего уже незаконно в ней обосновались) те же аудиторские компании. Это не соответствует действующему законодательству. Кроме того, такое положение не отвечает интересам государства, а главное – интересам самих граждан-налогоплательщиков.

3. Вопрос о законодательном регулировании налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности поднят не для того, чтобы кого-то вытеснить из этой сферы. Речь идет только об ответственном, самостоятельном, независимом и квалифицированном осуществлении этой деятельности. При этом аудиторы, должны заниматься своими функциями, допускающими проведение налогового консультирования аудируемых лиц в качестве сопутствующей деятельности. А налоговые консультанты, должны заниматься профессионально той деятельностью, которая на них возлагается в качестве основной функции. Они должны получать соответствующее специальное образование и организовывать наилучшим образом свою деятельность по налоговому консультированию.

4. Чаще всего налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые назойливо предлагают услуги по налоговому консультированию, защите прав налогоплательщиков, значительному снижению налогов или полному освобождению от них. Реклама таких «консультантов» весьма обширна и разнообразна. Эти «консультанты» устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот вред, который они причиняют таким “консультированием”. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик. Законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного, профессионального образования и несут финансовую ответственность за оказанные консультации .

Все вышеперечисленное обусловливает еще одну причину выделение налогового консультирования в отдельный вид деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что причин появления налогового консультирования в России, которое развивалось вместе со становлением налоговой системы, несколько. К ним относятся: разнообразие налогов; многочисленность и противоречивость нормативных документов; сложность применения действующих норм законодательства о налогах и сборах; введение в действие Налогового Кодекса РФ; выделение налогового консультирования из аудиторских услуг и др.

О том, что представляет собой налоговое консультирование в России на современном этапе, какими темпами оно развивается, каковы его особенности и специфика рассмотрим во второй главе данной работы.

ГЛАВА II . АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ

2.1. Налоговый консалтинг России сегодня

В настоящее время практически каждая сфера жизни общества имеет свой вид консалтинга, и сфере налогообложения не является исключением. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что налоговый консалтинг в России оформилось как явление. К услугам налоговых консультантов в большей степени прибегают юридические лица. Однако потребность в налоговом консультировании все чаще испытывают и физические лица, т.е. эти услуги нужны всем участникам налоговых правоотношений, которые уплачивают налоги и сборы.

Налоговое консультирование как вид деятельности привлекает сегодня практически всех аттестованных налоговых консультантов, работающих в настоящее время в качестве бухгалтеров, экономистов, аудиторов и т.д.

Основными причинами являются:
- интересная, творческая работа;
- возможность профессионального роста;
- актуальность и перспективность профессии.

Налоговое законодательство предусматривает институт налогового представительства и консультирования, который позволяет обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде и налоговых органах.
Наличие такого института соответствует европейской и мировой практике.

Рынок консалтинговых услуг по налогообложению динамично формируется. Вместе с тем, его формирование затруднено из-за отсутствия четких правовых документов в этой сфере На сегодняшний день в России не существует какого-либо законодательного оформления деятельности налоговых консультантов, как, например, заграницей. Так, в странах Восточной Европы – это Закон «О налоговом консультировании», в Германии – Закон «О порядке исполнения норм о налоговых консультантах», Закон «О величине вознаграждения налогового консультанта», в Австрии – Федеральный Закон «О профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением».[14]

Налоговое консультирование в России регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом, определяющим, что любая консультационная услуга возмездна, а также налоговым законодательством. Услуга по налоговому консультированию, являясь по форме юридической, имеет экономическое содержание, и именно это выделяет налоговое консультирование как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, отличный от иных видов консультирования и требующий специально подготовленных профессионалов.

В Государственной Думе рассматривался проект Федерального закона “О налоговом консультировании” (№ 98051004-2 от 16 апреля 2001 г.), который подготовлен с целью конкретизировать положения Налогового кодекса РФ об институте налогового представительства, в частности, определить правовой статус уполномоченного представителя налогоплательщика и упорядочить деятельность по налоговому консультированию, стандартизировать и регламентировать деятельность субъектов в сфере налогового консультирования. Однако он всё ещё не принят. Он в большинстве случаев одобряется. Однако имеются и негативные отзывы, связанные с тем, что сфера налогового консультирования не нуждается в специальном законодательном регулировании.
Однако, не смотря на это, рынок консалтинговых услуг в России непрерывно развивается

Федеральный закон составляет правовую основу осуществления деятельности по налоговому консультированию. Проект Федерального закона содержит в себе информацию о:

- понятии, целях, принципах налогового консультирования;
- подготовке и аттестации налоговых консультантов;
- правах и обязанностях субъектов налогового консультирования;
- контроле за деятельностью налоговых консультантов и ответственности;
- профессиональных объединениях налоговых консультантов;
- регламентации деятельности по налоговому консультированию и др.

Налоговый консалтинг в структуре российского консалтинга является одним из наиболее перспективных направлений. По итогам исследования, проведенного рейтинговым агентством “Эксперт РА”, за 2007 год можно выделить следующие особенности развития рынка налогового консультирования:[15]

- на долю налогового консультирования пришлось 12,5% объема всего рынка консалтинговых услуг;
- налоговыми консультантами было заработано 675 млн. руб.;
- доход консультантов от предоставления услуг в области налогового консалтинга увеличился в два раза;
- профессия налогового консультанта вошла в десятку самых востребованных профессий ;
- с каждым годом увеличивается число аттестованных налоговых консультантов, о чем свидетельствует приведенная ниже диаграмма.

Несмотря на то, что рынок российского налогового консалтинга развивается достаточно динамично, все же его объемы намного уступают объемам развитых стран, а количество консультантов, приходящееся на 10 тысяч жителей, так называемая “консультантовооруженность”, в России характеризуется очень низкими показателями и фактически не используется официальными органами.
При этом исследования показывают наличие многообразных управленческих проблем на российских предприятиях, в решении которых могла бы пригодиться помощь консультантов.

Так, проводимые в конце 2007 г. среди топ-менеджеров российских компаний исследования показали, что в качестве приоритетных задач менеджмента 39% опрошенных выделяют финансовые; 24% – налоговые; 21% – маркетинговые; 10% – стратегические; 6% – производственные задачи. Однако при этом менее половины российских руководителей готовы доверить вопросы разработки управленческих решений в области финансового и налогового менеджмента внешним консультантам.

Сегодня в России услугами консультантов пользуются в основном крупные предприятия, так как средний и малый бизнес просто не имеет свободных средств для оп­латы советов. А физических лиц, обращающихся за консультацией в сфере налогов, и того меньше, что тоже зачастую связано с отсутствием свободных денежных средств, которые они готовы направить на это и с неуверенностью, что эти затраты себя оправдают (но это лишь картина сегодняшнего дня, когда налоговое консультирование является все еще чем-то новым, неизвестным).

Активно происходит сближение классического консалтинга и информационных технологий. Уже редко встречаются организации, ведущие бухгалтерский учет по журнально-ордерной системе. Как правило, бухгалтер использует одну из специализированных программ.

Учитывая, что действующее законодательство предписывает вести еще и налоговый учет, а зачастую параметры, заложенные для него, недостаточны для правильного отражения хозяйственных операций, в помощь бухгалтеру привлекают консультанта . В этом случае, исходя из особенностей хозяйственной деятельности и учитывая особенности программного продукта, разрабатываются индивидуальный план счетов, налоговые счета, методология бухгалтерского и налогового учета и т. д.

На российском рынке консалтинга имеется огромное количество консалтинговых форм, оказывающих в рамках юридической помощи, или же наряду с аудиторской проверкой налоговое консультирование. По моему мнению такая практика неправильна, так как это принципиально разные направления консалтинга, так как налоговое консультирование является абсолютно самостоятельным видом деятельности. Иногда даже такая услуга, как налоговое консультирование, является для клиента навязанной, например при проведении аудиторской проверки, консалтинговые фирмы дают еще и рекомендации относительно применяемой клиентом системы налогообложения, которые требуют конечно же дополнительной оплаты.

2. 2. Проблемы , препятствующие развитию налогового консультирования

Налоговое консультирование, как уже ранее отмечалось, является относительно новым веянием, следовательно данный вид консалтинга имеет свои трудности и проблемы, которые, в принципе, закономерны, но можно решить. Этот сегмент рынка услуг только начинает развиваться в России

Проблемы налогового консультирования обсуждались на международной научно-практической конференции по теме «Опыт, проблемы и методы налогового консультирования», 2006 г., которая была проведена по инициативе Палаты налоговых консультантов (ПНК) и Учебно-методологического центра при Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (УМЦ), Институтом государства и права Российской академии наук с участием руководителей и специалистов налоговых органов России, вузов страны также была проведена научно-практическая конференция, 1999 г. Конференция на тему «Государство и налогоплательщик: культура правоотношений» Цель конференций –выявить существующие проблемы; наметить возможные пути их решения.

Следует обратить внимание на правовое регулирование налогового консалтингав России. Основная проблема – это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования .
На сегодняшний день не существует определенного специализированного закона, который бы регулировал и контролировал деятельность налоговых консультантов. Появление новой профессии вызывает необходимость в выработке профессиональных стандартов. Основы такого консалтинга регламентируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законами о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности. С точки зрения этических норм, отсылка происходит на законы, регулирующие аудиторскую деятельность.

Еще одной проблемой развития налогового консультирования является нехватка профессиональных высококвалифицированных кадров. В основном все квалифицированные консультанты сосредоточены в европейской части России, где значимость такого бизнеса больше. Это связано с тем, что европейская часть страны развивается большими темпами, чем Сибирь и Дальний Восток. Поэтому консалтинг в области налогообложения здесь менее востребован, а из этого следует, что работы в мегаполисах больше, она интереснее и за нее выше платят. По этим причинам происходит отток профессиональных кадров, например, из азиатской части страны в европейскую.

Налоговый консалтинг применяют достаточно редко, так как мало известен, что также не способствует его развитию.

Есть проблемы и образовательного плана . Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, так же нет достаточного количества учебно-методической литературы. Это тоже может являться причиной, порождающей нехватку кадров.

Следует также отметить, что сегодня не тре­буется специального образования, лицензий на право ведения консал­тинговой деятельности. Не во всех отраслях достаточное влияние имеют профессиональные объединения консультантов, недостаточно источников, из которых клиенты могли бы узнать о надежности и про­фессионализме отдельного консультанта или консалтинговой компа­нии. Как следствие - приход в консалтинг людей малопрофессиональных, дилетантов, не соблюдающих этические нормы консалтинга. Это негативно отражается на общем качестве консалтинговых услуг и имидже консультанта в глазах потенциальных клиентов.

Недостаток конкуренции на российском рынке консалтинга порождает большинство недостатков в данной области.

Недостатки управленческой культуры . Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Они, во-первых, пока не понимают до конца того, что организационные решения требуют высокой компетенции и глубоких специальных знаний. Во-вторых, они (тем более что большинство из них являются одновременно организаторами и собственниками возглавляемых предприятий) психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием внешнего консультанта. Кроме того, изменение стиля управления обычно подразумевает перемену в поведении, взглядах и методах работы лично руководителя. Это, пожалуй, самая консервативная часть всей оргсистемы, особенно, если учесть живучесть традиций авторитарности. В-третьих, на консалтинг, как сферу, связанную со знанием и интеллектом, в России традиционно смотрят, как на область, за которую платить не нужно, и которая, как культура или образование, должна финансироваться по остаточному принципу.

Дороговизна. Сегодня в России услугами консультантов пользуются в основном крупные предприятия, так как средний и малый бизнес, а также граждане просто не имеет свободных денежных средств для оплаты их советов. Налоговое консультирование – это дорогостоящая услуга.

С учётом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимо осуществить ряд мероприятий по разрешению проблем в области налогового консультирования. Что это за мероприятия, и каковы перспективы развития рынка налогового консультирования в России рассмотрим в третьей главе.

ГЛАВА III . ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ

3.1. Основные направления совершенствования налогового консалтинга

В предыдущей главе мы выяснили, что сегодня в России существует ряд проблем, тормозящих развитие налогового консультирования, а также причины их возникновения. Попробуем определить направления совершенствования и найти решения конкретных проблем налогового консультирования в этой главе.

Основываясь на материале, представленном в первой и второй главе курсовой работы можно предложить следующие пути решения проблем развития рынка налогового консультирования, которые в свою очередь определяют направления совершенствования и перспективы развития налогового консультирования в России.

Главное, чтобы подготовка налоговых консультантов не свелась к выдаче какого-либо аттестата, свидетельства или удостоверения, а тем более “диплома” негосударственного учебного заведения выдаваемых за краткий срок обучения (несколько дней или недель, месяцев), в течение которого может быть лишь ознакомление с действующим налоговым законодательством и элементарными налоговыми понятиями. Краткосрочное обучение мало что дает для подготовки квалифицированных кадров в этой сфере. Обучение должно быть качественным, отвечать определенным стандартам, желательно с хорошей стажировкой (можно и за рубежом, например, в Германии, Израиле, США и т.п.). Важно, что независимо от места и программ подготовки консультантов по налогам и сборам должен четко функционировать механизм государственной аттестации указанных специалистов.

Проблема осуществления государственного контроля в сфере деятельности консультантов по налогам и сборам должна быть решена путем осуществления ФНС России функции государственного контроля за правилами и стандартами налогового консультирования.
На основании вышеизложенного и в интересах общества, государства, в том числе ФНС России, в целях упорядочения подготовки и государственной аттестации консультантов по налогам и сборам, а также для защиты прав и интересов налогоплательщиков предлагается осуществить ряд мероприятий, в частности:
1. Разработать Положение о консультантах по налогам и сборам и утвердить его в государственном органе.
2. Ввести систему подготовки, переподготовки обучения налоговых консультантов в средних специальных и высших учебных заведениях.
3. Разработать Порядок проведения государственной аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам .
4. Разработать порядок аккредитации и сертификации профессионалов в области налогового консультирования.
5. Создать единый реестр налоговых консультантов.

Все вышеперечисленные пути решения проблем российского налогового консультирования должны решаться совместно с проведением целенаправленной работы по правовому воспитанию налогоплательщиков.

На первом плане должна быть информационная, просветительская работа с налогоплательщиками, формирование налоговой культуры и дисциплины.

Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем, в таких странах обучение налоговому законодательству, а также налоговое просвещение и налоговое консультирование осуществляются за счет государственного бюджета. Кроме того, создаются государственные и общественные службы, занимающиеся налоговым консультированием .

Роль права в повышении культуры взаимоотношений государства и налогоплательщиков весьма значительна. Нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению, как налогоплательщиками, так и налоговыми органами. Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не демонстрировать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства. Более того, необходимо создавать налогоплательщику благоприятные условия: доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование его. В таком деле должно быть взаимодействие и координация средств массовой информации, а также различных государственных органов: ФНС России, Минфин России, Минюст России, Генеральная прокуратура РФ, суды и арбитражные суды, другие органы.

Надо приступить к созданию спокойной, справедливой налоговой системы , в которой принуждение и другие силовые методы применялись бы как исключение.

Во-первых, следует совершенствовать налоговое законодательство , проводить назревшую налоговую реформу в области налогового консультирования, так как эта область консультирования динамично развивается и требует нормативно-правовой регламентации.

Во-вторых, обеспечить взаимодействие государственных органов по схеме: налоговые органы – прокуратура – суды и арбитражные суды. Можно было бы предложить перераспределить некоторые функции государственных органов путем создания налоговых округов, в каждом из которых на один из действующих органов прокуратуры возложить функцию прокуратуры по налоговым делам, а на один из судебных и арбитражных органов возложить функцию суда по рассмотрению налоговых дел. Тогда налогоплательщики будут знать, в какие именно органы им надо обращаться, а специализация прокурорских и судебных работников позволит более качественно рассматривать налоговые дела. В ряде стран такая практика имеется.

В-третьих, следует создавать широкомасштабную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и расстановку повсеместно такого важного специалиста как консультант по налогам и сборам.

Ответственность налоговых консультантов .
В России имеет место гражданско-правовая (имущественная) ответственность налогового консультанта перед клиентом, которая возникает в силу договора об оказании консультационных услуг. То есть, в том случае, если договором оговорено, то налоговый консультант возмещение убытки, понесенные клиентом в результате в полном размере.
Если обратиться к опыту Великобритании, то здесь ответственность налоговых консультантов перед клиентом закреплена профессиональными правилами, и, самое главное, на законодательном уровне. В Германии налоговый консультант, в соответствие с законодательством несет ответственность начиная от предупреждения, и в плоть до уголовной ответственности.[16]

Обязательное страхование ответственности налогового консультанта .
В России широко распространено добровольное страхование ответственности, тогда как в Великобритании, Германии, странах Восточной Европы, Австрии существует обязательное страхование ответственности налогового консультанта, которое является необходимым условием для ведения деятельности по налоговому консультированию, выдачи свидетельства, подтверждающего статус налогового консультанта, а так же для включения в члены профессиональных организаций и палаты налоговых консультантов.

Сегодня в России налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые предлагают услуги по налоговому консультированию, при этом, консультанты устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот ущерб, который они могут причинить. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик.

Деятельность профессиональных объединений налоговых консультантов.
В России, как и во многих странах мира, существуют и успешно осуществляют деятельность общественные организации и общества по организации деятельности консультантов по налогам и сборам. Но, при этом, субъектами налогового консультирования являются также и юристы, специализирующиеся в налоговом праве, адвокаты, аудиторы, бухгалтеры и иные лица, которые, порой, ведут консультационную деятельность без сертификатов, дипломов, дающих право заниматься этим налоговым консультирование. По нашему мнению такая деятельность должна рассматриваться как незаконное предпринимательство, так как у них отсутствует обязательный атрибут – свидетельство, подтверждающее право заниматься налоговым консультированием. Следовательно, наличие свидетельства для осуществления этого вида деятельности должно стать обязательным, как лицензия для соответствующих видов деятельности, требующих лицензирования.

Необходимо также отметить, что на сегодняшний день тоже немало сделано:

- в частности разработан, хотя ещё и не принят Федеральный закон в сфере налогового консультирования;

- Палатой налоговых консультантов разработаны специальные приёмы, рекомендации и технологии консультирования;

- помимо новых услуг появляются новые формы консалтинга. Такие, например, как дистанционный консалтинг.

3. 2.Способы решения проблем налогового консультирования, препятствующих его развитию

В целях совершенствования российского рынку услуг по налоговому консультированию необходимо определить пути решения конкретных проблем в этой сфере, тормозящих её развитие.

И в первую очередь необходимо законодательно закрепить этот вид консалтинга . Введение специального закона, регламентирующего деятельность консультанта по налогам и сборам, поможет избежать непрофессионального консультирования, повысить престиж такого консультирования, а также защитить как клиентов, так и самих консультантов. Такой закон должен помочь консультантам взаимодействовать с клиентом «на равных», внутри консалтинговой фирмы между сотрудниками.

Это поможет и в решении проблемы прихода в этот вид деятельности дилетантов , не имеющих специальных познаний и свидетельства, подтверждающего право заниматься налоговым консалтингом.

В принципе, этот закон несколько повторит Закон «Об аудиторской деятельности» от 01.08.2001 № 119-ФЗ в части принципов деятельности, некоторых прав и обязанностей консультантов и их клиентов и в другом. В законе обязательно должна быть прописана защита коммерческой тайны клиентов и самих консультантов, ответственность за нарушение закона, рамки государственного вмешательства, органы, регламентирующие и контролирующие деятельность консультанта. Должны быть упомянуты случаи, когда консультант вправе разглашать коммерческую тайну клиента. Также в закон необходимо включить требования необходимые для получения лицензии (свидетельства) консультанта по налогам и сборам. [17]

Дороговизна же оказываемых консультантом услуг и нехватка высококвалифицированных кадров в этой сфере, зависит, скорей, не от государства и не от российского законодательства, а от конкуренции между консультантами, консалтинговыми фирмами. Данный бизнес все еще находится на стадии формирования, поэтому на рынке данной услуги нет жесткой конкуренции между фирмами. На наш взгляд, это и является причиной высоких цен советов. У консультанта нет необходимости бороться за клиента, а значит, и нет необходимости снижать свои расценки или делать скидки. Эту проблему можно будет решить только развивая и пропагандируя данный бизнес.

Профессиональным объединениям консультантов необходимо больше внимания обратить на мероприятия по пропаганде налогового консультирование. Такие мероприятия не должны быть сосредоточены только в европейской части страны, или же в центре, их необходимо равномерно распределить по всей территории России. Это может быть достигнуто за счет открытия филиалов профессиональных объединений в различных регионах страны.

Также с этой целью, а также для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров в налоговом консалтинге, квалифицированную подготовку кадров для налогового консалтинга, включая повышение квалификации консультантов по налогам и сборам, необходимо проводить не только в Москве и в близлежащих городах страны, но и в отдаленных от нее городах. Таким образом, у людей, желающих получить профессию налогового консультанта или просто повысить свой профессиональный уровень, будет больше возможности это сделать без отрыва от работы или большой траты личных денежных средств в условиях.

Необходимо также рассмотреть проблемы психологического характера .

Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. И физические лица тоже всё еще относятся к этому виду деятельности с недоверием, порой даже не знают о его существовании.

Часто к консалтингу они обращаются как к последней инстанции когда налогоплательщик уже вошёл в конфликт с налоговыми органами. С психологической точки зрения, обращение к консультанту – это «крик о помощи», который может существенно подорвать репутацию фирмы. Многие руководители, во-первых, пока не понимают до конца того, что организационные ре­шения требуют высокой компетенции и глубоких специализированных знаний. Во-вторых, многие российские руководители психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консуль­танту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоя­тельно он решает свои задачи хуже, чем с участием кого-то посто­роннего. Кроме того, изменение управления обычно подразумевает перемену в поведении, взглядах и методах работы лично руководите­ля. А это, пожалуй, самая консервативная часть всей оргсистемы, особенно если учесть почтенный возраст многих директоров.[18]

Консультирование в сфере налогообложения требует большой степени доверия между консультантом и клиентом. Но в современных условиях, в условиях жесткой конкуренции фирмы боятся разглашать необходимую консультанту информацию, составляющую коммерческую тайну. Это также сказывается на развитии консультирования в сфере налогообложения на российском рынке услуг. Эта проблема может быть решена повышением правовой культуры граждан, а именно, надо проводить различного рода семинары, курсы повышения грамотности налогоплательщиков.

Заключение

В заключение проведенного в курсовой работе исследования целесообразно сделать следующие выводы:

Основными причинами появления налогового консультирования в нашей стране являются: сложность законодательства о налогах и сборах, его постоянное реформирование; разделение налогового и бухгалтерского учета ; выделение налогового консультирования из аудиторских услуг…

Каждый налогоплательщик, конечно же, стремится повысить уровень экономического эффекта от своей деятельности, старается минимизировать до законных пределов производимые расходы. Используя даже самые чистые с законодательной точки зрения варианты налоговой оптимизации, практически невозможно избежать споров и конфликтов с налоговыми органами. К сожалению, в таких конфликтах налогоплательщики поставлены в невыгодные условия, поскольку налоговики наделены государством властными полномочиями и различными правовыми инструментами по принудительному ограничению прав и имущественных интересов налогоплательщиков.

Однако правильное применение налогового законодательства, знание своих законных прав, умение использовать предоставленные законодательством гарантии и возможности позволяют налогоплательщикам обезопасить себя от необоснованных действий и решений налоговых органов. В данном случае помощь и консультация специалиста в области налогообложения, законодательства о налогах и сборах, т.е. налогового консультанта невозможно переоценить.

Налоговое консультирование сегодня – это динамично развивающаяся область знаний, вид деятельности, которое является одним из наиболее перспективных направлений в структуре консалтинга.

Тем не менее, существует ряд проблем в области российского налогового консалтинга. К таким проблемам можно отнести: отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования; недостаток профессиональных высококвалифицированных кадров, а также преподавателей для обучения налоговых консультантов; проблема осуществления государственного контроля в сфере деятельности налоговых консультантов; проблемы психологического характера.

Можно предложить следующие пути решения этих проблем: принятие Федерального закона «О налоговом консультировании». Также в закон необходимо включить требования необходимые для получения лицензии (свидетельства) консультанта по налогам и сборам; мероприятия по пропаганде налогового консультирование ; разработка методического инструментария к подготовке преподавателей для подготовки консультантов; повышение правовой культуры граждан , а именно - проведение различных конференций, курсов по повышению налоговой грамотности; осуществление ФНС России функций государственного контроля за правилами и стандартами налогового консультирования; необходимо развивать конкуренцию на данном рынке- это поможет решить проблему дороговизны консалтинговых услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт налогового консультирования, который появился в России сравнительно недавно, сегодня динамично развивается и пользуется большим спросом.

В этой работе мы рассмотрели некоторые, наиболее важные аспекты налогового консультирования , попытались в доступной форме донести важную информацию о роли, значении и необходимости применения его налогоплательщиками, как организациями, так и физическими лицами, о плюсах его применения, основных проблемах, стоящих перед налоговым консалтингом на современном этапе, и предложениях по совершенствованию этого особого вида консалтинга. Надеемся, сформулированные в работе предложения и выводы окажутся полезными.

Список использованной литературы

I. Нормативно- правовые акты

1. Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»//Российская газета, № 151-152

2. Письмо МНС России от 16 мая 2000 г. N АП-6-15/377 “Об организации и проведении консультационной работы”

3. Постановление Министерства труда и социального развития России от 04 августа 2000 г. № 57 «О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»

4. Приказ МНС РФ от 25 августа 1999 года № АП-3-15/ 278 «О создании центральной комиссии по налоговому консультированию Министерства РФ по налогам и сборам»

5. Проект Федерального закона «О налоговом консультировании» от 16 апреля 2001г. №9805004-12.

II. Специальная научная и учебная литература

6. Андреев Е.П. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях. - М.: 2006. С. 27.

7. Башкирова Н. Н., Сугробова Е. Б. Основы налогового консультирования. М. : МАГИСТР, 2008. С 9.

8. Демишева Т. А. Организация и методика налогового консультирования. М. : МЦФЭР, 2007. С.12.

9. Кирина, Л.С. Методология формирования и развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации: автореф. дис…док. эк. наук / Л.С. Кирина. – М., 2006.

10. Крохина Ю. А. Налоговое право России. Учебник для вузов. 2-е издание, переработанное. / Издательство НОРМА Москва, 2004. - 644 с.

11. Кудиков А.А. Что может консалтинг? М.: ДРОЗД, 2000 г. С. 11.

12. Посадский А.П. Основы консалтинга. М.: ГУ ВШЭ, 1999 г. С.9.

13. Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования. Учебно-методическое пособие. М.: Обнинск, 2004. С. 19.

14. Ядрихинский С.А. Защита прав и законных интересов налогоплательщиков - юридических лиц (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. – 94 с.

III. Периодические издания

15. Иванов, Д. В. Правовые и организационные основы налогового консультирования // Налоговый вестник. – 2002. – №12. – С. 44

16. Кирина, Л. С. Факторы, влияющие на качество услуг налогового консультанта // Экономические стратегии. – 2006. – №5. – С. 156-161

17. Павлова Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации //Финансы. 2005. №1.

18. Пепеляев С.Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях //Налоговый вестник. 2007. № 5.

IV . Ресурсы удаленного доступа

19. Агаркова, Л. Свет в налоговом окне меркнет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dpgazeta.ru/article/43501

20. Васьковский, Д.В. Проблемы и перспективы развития института налогового консультирования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.molod.mephi.ru/Data/609.htm

21. Карпасова, З. Налоговое консультирование в России: трудности становления и перспективы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vmb.kirov.ru/archive/text/12nalog.htm

22. Налоговый консультант: перспективы профессии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog-forum.ru/php/content.

23. Развитие института налоговых консультантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.avsv.ru/project/nk.html

24. Опыт, проблемы и методы налогового консультирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tradecenter.ru/NewsAM/New =160057

25. Машков С. А. О проекте федерального закона “О налоговом

консультировании” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.buhi.ru/text/107903-3.html

V . Справочно-правовые системы

26. Консультант-Плюс.

27. Гарант


[1] Иванов, Д. В. Правовые и организационные основы налогового консультирования [Текст] / Д. В. Иванов // Налоговый вестник. – 2002. – №12. – С. 44.

[2] Кудиков А.А. Что может консалтинг? М.: ДРОЗД, 2000 г. С. 11.

[3] Посадский А.П. Основы консалтинга. М.: ГУ ВШЭ, 1999 г. С.9.

[4] Статья 1 проекта Федерального закона «О налоговом консультировании» от 16 апреля 2001г. №9805004-12.

[5] Демишева Т. А. Организация и методика налогового консультирования. М. : МЦФЭР, 2007. С.12.

[6] Башкирова Н. Н., Сугробова Е. Б. Основы налогового консультирования. М. : МАГИСТР, 2008. С 9.

[7] Кирина, Л.С. Методология формирования и развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации [Текст]: автореф. дис…док. эк. наук / Л.С. Кирина. – М., 2006. – Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/announcements/economich/KirinaLS.doc

[8] Карпасова, З. Налоговое консультирование в России: трудности становления и перспективы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vmb.kirov.ru/archive/text/12nalog.htm

[9] Андреев Е.П. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях. - М.: 2006. С. 27.

[10] Андреев Е.П. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях. - М.: 2006. С. 43.

[11] Развитие института налоговых консультантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.avsv.ru/project/nk.html

[12] . Карпасова, З. Налоговое консультирование в России: трудности становления и перспективы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vmb.kirov.ru/archive/text/12nalog.htm

[13] Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»//Российская газета, № 151-152

[14] Налоговый консультант: перспективы профессии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog-forum.ru/php/content.

[15] Агаркова, Л. Свет в налоговом окне меркнет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dpgazeta.ru/article/43501

[16] Налоговый консультант: перспективы профессии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog-forum.ru/php/content.

[17] Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»//Российская газета, № 151-152

[18] Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования. Учебно-методическое пособие. М.: Обнинск, 2004. С. 19.


Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о работе.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий