Тип работы: реферат

Категория: Рефераты по финансам

Добавлен: 16.11.2019

Комментарии: 0

Язык: Русский

Формат файла: MS Word 13,07 kb

Время на чтение: 8 мин., 58 сек.

Рейтинг:

0 из 5. Оценок: 0.

Тема: Денежно-кредитная политика Центрального Банка России 3

Факультет «Бизнес и управление»

Реферат

по предмету «Финансы и кредит»

«Денежно-кредитная политика Центрального банка»

Студентки 3-го курса

заочного отделения

Преподаватель

Москва, 2008 г.

Содержание:

1. Введение 3

2. Содержание денежно-кредитной политики 4

3. Основные методы кредитно-денежной политики Центрального банка 5

3.1. Экономические методы денежно-кредитной политики 5

3.1.1. Операции на открытом рынке 5

3.1.2. Учетно-процентная (дисконтная) политика 5

3.1.3. Политика обязательных резервов 6

3.2. Административные методы регулирования денежно-кредитной сферы 7

4. Заключение 8

5. Список использованной литературы 9

6. Ставка рефинансирования ЦБР (с 2000 г по наст время) 10

1. Введение:

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно­го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономи­ки. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товар­но-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

2. Содержание денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика – важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.

Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства целей: обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения. Указанные цели достигаются в тесном единстве средств денежно-кредитной политики со средствами, формирующими необходимые пропорции распределения созданного ВНП, соответствующий государственный бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешнеэкономические приоритеты. (1, с.351)

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства. Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег, и, как следствие снижение жизненного уровня, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае – на ее сокращение, переходу к политике «дорогих цен».

3. Основные методы кредитно-денежной политики Центрального банка

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими ), так и прямыми (административными ) методами воздействия. Различие между ними состоит в основном в том, что Центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Рассмотрим немного подробнее основные инструменты, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам.

3.1. Экономические методы денежно-кредитной политики

Среди косвенных (экономических) методов , важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются:

- операции на открытом рынке, т. е. на рынке ценных казначейских бумаг;

- учетно-процентная (дисконтная) политика; т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального Банка;

- политика обязательных резервов .

3.1.1. Операции на открытом рынке

Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - покупка или продажа государственных ценных бумаг. Центральный банк, скупая государственные ценные бумаги, увеличивает количество денег в обращении, а когда продает – уменьшает. В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

3.1.2. Учетно-процентная (дисконтная) политика

Она заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. При уменьшении учетной ставки Центральный банк проводит политику «дешевых денег» (кредит становится дешевым) и, наоборот, - при повышении – политику «дорогих денег»

Кроме того, используется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств.

Механизм регулирования учетных ставок достаточно надежно функционировал еще в начале века, но затем его применение стало наталкиваться на противодействие сформировавшихся банков-гигантов, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не в условиях жесткой конкуренции. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние монетарной политики на экономическую конъюнктуру. В то же время повышение учетных ставок в современных условиях часто вызывается не внутриэкономической, а международной ситуацией (например, Россия, Бразилия и другие страны резко повысили свою учетную ставку из-за финансового кризиса в Юго-Восточной Азии).

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится, обычно, в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке.

3.1.3. Политика обязательных резервов

Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения;

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Этот инструмент позволяет гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую кредитно-денежную политику. Норма банковского резервирования устанавливается Центральным банком и может колебаться от 3% до 20% в зависимости от экономической конъюнктуры.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

3.2. Административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений . Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен. (3, c.358).

4. Заключение

Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме­нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на де­нежное предложение, а через его посредство - на реальный нацио­нальный продукт, занятость населения и индекс цен.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Централь­ным банком, экономика не может эффективно функционировать. В пе­риоды экономического спада и роста безработицы, падения произ­водства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы сти­мулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в произ­водство, а также потребительских расходов - необходимо увеличи­вать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровож­даемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе нега­тивных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результа­ты.

Я полагаю, что государству необходимо регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.

5. Список литературы.

1. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Деньги. Кредит. Банки. Под ред. проф. Е.Ф. Жукова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

3. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

4. Информационные материалы сайтов Интернет:

- http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm

- http://ru.wikipedia.org

6. Ставка рефинансирования ЦБР

Период действия % Нормативный документ
29 апреля 2008 г. – настоящее время 10,5 Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. 10,25 Указание ЦБ РФ от 01.02.2008 № 1975-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г. 10 Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У
29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. 10.5 Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 №1788-У
23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г. 11 Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У
26 июня 2006 г. –22 октября 2006 г. 11.5 Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г. 12 Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. 13 Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г. 14 Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. 16 Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г. 18 Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г. 21 Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У
9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г. 23 Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У
4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г. 25 Телеграмма ЦБР от 03.11.2000 № 855-У
10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г. 28 Телеграмма ЦБР от 07.07.2000 № 818-У
21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г. 33 Телеграмма ЦБР от 20.03.2000 № 757-У
7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г. 38 Телеграмма ЦБР от 06.03.2000 № 753-У
24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г. 45 Телеграмма ЦБР от 21.01.2000 № 734-У

(4).


Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о работе.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий