Тип работы: реферат

Категория: Рефераты по финансам

Добавлен: 16.11.2019

Комментарии: 0

Язык: Русский

Формат файла: MS Word 13,07 kb

Время на чтение: 15 мин., 9 сек.

Рейтинг:

0 из 5. Оценок: 0.

Тема: Сущность государственного бюджета 2

Негосударственное образовательное учреждение

Высшая школа приватизации и предпринимательства – институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине:«Финансы и кредит»

на тему: «Сущность государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета . »

Выполнила:

студентка гр. Б-М-06-4-2

Демидова Е.Н.

Проверила:

Норина С.И.

Москва, 2009 г.

СОДЕРЖАНЕ

Введение.. 3

1 Государственный бюджет, его сущность 4

1.1 Доходы государственного бюджета. 6

1.2 Расходы государственного бюджета. 8

2 Прогноз поступления доходов федерального бюджета на

2009-2010 годы 11

Заключение. 18

Список литературы. 19


Введение

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования. Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Целью данной работы, является углубленное изучение данной темы, изучение дискуссионных вопросов образования, использования, расходования Государственного бюджета РФ.

1. Государственный бюджет, его сущность

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предпри­ятиями и организациями, учреждениями и населением называются бюджет­ными.

Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, не­пременным участником которого является государство (в лице соответст­вующих органов власти) и связаны с формированием и использованием цен­трализованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворе­ние общегосударственных потребностей.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использова­нию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюд­жета.

Государственный бюджет — как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Другими словами — это основной финансовый план образования и расходования государственного фонда денежных средств.

Государственный бюджет имеет силу закона. Позиции законодательного установления финансовой базы государства рассматривается как его финансовый план.

Основные функции бюджета:

- перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение государственной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержание распределительной функции бюджета определяется про­цессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразде­лениями общественного производства (межотраслевое, межтерриториальное, федеральный, республиканский, краевой, областной, сельский и поселковый).

Из средств государственного бюджета осуществляется финансирование наиболее приоритетных направлений экономики страны. Помощью налого­вого и кредитного механизма государство регулирует экономические отно­шения в различных отраслях и секторах экономики. В этом заключается регулирующая функция бюджета.

Бюджет является основным источником финансирования силовых структур (армия, МВД и др.), государственного аппарата управления и контроля, которые призваны осуществлять реализацию государственной политики.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно , через формирование и использование фонда денежных средств государства, отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет показывает как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движе­ние бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений.

1.1 Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

- федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от реализации государственных запасов;

- доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции, возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической деятельности

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;

4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.


1.2 Расходы государственного бюджета

Расходы госбюджета - это экономические отношения между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, гражданами, с другой, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть четыре первоочередные функции: экономическая, социаль­ная, управления, военная. Поэтому в расходах бюджета основное место занимают четыре группы:

- экономического назначения - на финансирование народного хозяйства),

- расходы на социально-культурные мероприятия - финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставле­ние социальной помощи отдельным слоям и категориям населения);

- расходы на управление - связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной;

- расходы на обслуживание государственного долга;

- военные расходы.

Согласно бюджетной классификации расходы бюджета классифицируются по экономическому, функциональному и ведомственному признаку.

Расходы бюджета в зависимости от экономического содержания делятся на текущие и капитальные, обеспечивающие, прежде всего инвестиционную деятельность. Государственные инвестиции из федерального бюджета финансируются по перечню государственных заказчиков в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой.

Расходы бюджета по ведомственному признаку включают группировку расходов по главным распорядителям (прямым получателям) средств феде­рального бюджета, целевым статьям и видам расходов.

Функциональная классификация расходов бюджета отражает расходы бюджетов всех уровней на выполнение основных функций государства .

В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорциональное финансирование отдельных направлений государственной политики в условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

Основные задачи в области расходов бюджета:

1. Обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению.

2. Расширение государственного финансирования инвестиций в при­оритетных областях экономики.

3. Сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом. Повышение эффективности использования бюджетных средств на на­циональную оборону на основе постепенного проведения военной реформы.

4. Уменьшение дотаций на покрытие убытков отдельных отраслей.

5. Сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам.

6. Концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

7. Усиление контроля за использованием бюджетных средств;

8. Ускоренное завершение перехода к казначейской системе финанси­рования расходов бюджета.


2 Прогноз поступления доходов федерального бюджета на 2009-2010 годы

Наименование налогов и платежей Прогноз на 2009 год (ПФП утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.06 № 1860-р) Прогноз на 2009 год Отклонение Прогноз на 2010 год (МЭ 15.12.06) Прогноз на 2010 год Отклонение
Налог на прибыль организаций 597 409,0 583 761,4 -13 647,6 637 064,9 636 278,0 -786,9
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет 483 548,8 496 359,8 12 811,0 546 439,7 562 797,2 16 357,5
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории российской федерации 2 154 448,2 914 468,2 -239980,0 450 704,6 206 464,0 -244 240,6
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 2 020 847,8 776 490,8 -244357,0 2306058,8 2 047 181,0 -258 877,8
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 133 600,4 137 977,4 4 377,0 144 645,8 159 283,0 14 637,2

Наименование налогов и платежей Прогноз на 2009 год (ПФП утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.06 № 1860-р) Прогноз на 2009 год Отклонение Прогноз на 2010 год (МЭ 15.12.06) Прогноз на 2010 год Отклонение
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации 6 082,2 7 726,2 1 644,0 6 606,6 8 781,8 2 175,2
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации 5 921,4 6 841,8 920,4 6 435,6 7 589,0 1 153,4
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации 160,8 884,4 723,6 171,0 1 192,8 1 021,8
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации 1 184,2 1 184,2 1 207,9 1 206,0 -1,9
Наименование налогов и платежей Прогноз на 2009 год (ПФП утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.06 № 1860-р) Прогноз на 2009 год Отклонение Прогноз на 2010 год (МЭ 15.12.06) Прогноз на 2010 год Отклонение
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации 67 015,4 70 275,0 3 259,6 71 526,5 84 032,4 12 505,9
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации 43 743,7 42 733,9 -1 009,8 48 011,3 47 518,8 -492,5
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации 1 416,6 1 617,8 201,2 1 792,4 1 931,2 138,8
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации 13 326,8 13 480,5 153,7 14 618,1 14 781,3 163,2
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации 831,5 959,8 128,3 883,0 1 031,5 148,5

Наименование налогов и платежей Прогноз на 2009 год (ПФП утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.06 № 1860-р) Прогноз на 2009 год Отклонение Прогноз на 2010 год (МЭ 15.12.06) Прогноз на 2010 год Отклонение
Налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации 1 011 230,5 1 029 764,9 18 534,4 1 171 694,0 1 182 537,0 10 843,0
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 983 929,8 996 975,6 13 045,8 1 140 299,5 1 145 006,5 4 707,0
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 27 300,7 32 789,3 5 488,6 31 394,5 37 530,5 6 136,0
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 892 306,0 885 275,3 -7 030,7 879 001,6 883 785,5 4 783,9
Налог на добычу полезных ископаемых 862 614,1 853 275,8 -9 338,3 850 304,2 854 370,4 4 066,2
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 854 489,3 845 776,9 -8 712,4 841 762,7 846 476,5 4 713,8

Наименование налогов и платежей Прогноз на 2009 год (ПФП утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.06 № 1860-р) Прогноз на 2009 год Отклонение Прогноз на 2010 год (МЭ 15.12.06) Прогноз на 2010 год Отклонение
Нефть 750 557,1 742 203,3 -8 353,8 734 538,6 741 107,2 6 568,6
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья 95 494,1 93 311,9 -2 182,2 97 818,2 94 333,8 -3 484,4
Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья 8 438,1 10 261,7 1 823,6 9 405,9 11 035,5 1 629,6
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) 8 124,8 7 498,9 -625,9 8 541,5 7 893,9 -647,6
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции 13 516,3 14 800,9 1 284,6 12 521,8 12 508,1 -13,7
Водный налог 13 843,1 12 533,6 -1 309,5 13 843,1 12 242,0 -1 601,1

Наименование налогов и платежей Прогноз на 2009 год (ПФП утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.06 № 1860-р) Прогноз на 2009 год Отклонение Прогноз на 2010 год (МЭ 15.12.06) Прогноз на 2010 год Отклонение
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 2 332,5 4 665,0 2 332,5 2 332,5 4 665,0 2 332,5
Государственная пошлина, сборы 28 270,2 34 494,5 6 224,3 28 384,1 36 557,7 8 173,6
Ввозные таможенные пошлины 600 102,1 550 522,6 -49 579,5 694 135,8 600 903,9 -93 231,9
Вывозные таможенные пошлины 1 693 660,7 1 573 263,6 -120 397,1 1 615 023,6 1 565 973,0 -49 050,6
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 1 067 795,2 969 724,8 -98 070,4 995 993,3 957 395,7 -38 597,6
Вывозные таможенные пошлины на газ природный 341 699,9 324 885,0 -16 814,9 335 404,4 328 822,2 -6 582,2
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 244 381,3 245 442,3 1 061,0 241 188,7 245 508,3 4 319,6
Прочие вывозные таможенные пошлины 39 784,3 33 211,5 -6 572,8 42 437,2 34 246,8 -8 190,4

Наименование налогов и платежей Прогноз на 2009 год (ПФП утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.06 № 1860-р) Прогноз на 2009 год Отклонение Прогноз на 2010 год (МЭ 15.12.06) Прогноз на 2010 год Отклонение
Таможенные сборы 22 314,4 21 945,2 -369,2 24 099,5 23 547,2 -552,3
Прочие неналоговые доходы 311 327,1 329 232,8 17 905,7 311 537,6 333 713,1 22 175,5
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей 2 140,0 2 140,0 2 140,0 2 663,0 523,0
Всего доходов 7 796 757,0 7 421 228,3 -375 528,7 8 360 225,4 8 035 219,6 -325 005,8

Заключение

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета после получения заключения Счетной палаты и принимает соответствующее решение.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4.1 Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 182-ФЗ) (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2004) (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004) (с последующими изменениями и дополнениями).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2004) (с последующими изменениями и дополнениями).

4.2 Основная литература

6. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

7. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000.

8. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во РАГС, 2004.

Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

9. Финансы: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

10. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб.: / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. – М.: Юрайт: Юрайт-издат, 2002.

11. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: Проспект, 2004.

12. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублёвской, Б.М. Сабанти – М.: Юрайт. 2000.

13. Финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Гетьмана.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

14. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов/ Под ред. Поляка Г.Б. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.


Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о работе.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий